magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Обереги из человеческих костей.

Писать что-либо об истории охотско-колымского края и не затронуть коренные народы Севера невозможно. При этом надо принять во внимание, что современных жителей Магаданской области и тех, кто заселял эти студеные земли 3-4 века назад, разделяет пропасть. Это касается и русских, и эвенов, и коряков, и всех прочих. Представьте себе русского 17 века (основа мировоззрения – православный фундаментализм), русского времен СССР (строителя коммунизма и жителя самой справедливой страны в мире) и нашего с вами современника – это три человека, которые никогда не найдут общего языка. В случае с коренными народами, разрыв еще больше, современный эвен или коряк отличается от своего дальнего прародителя на порядок сильнее, чем советский геолог от казака-первопроходца. За три века они прошли путь, на который русским потребовалось полторы тысячи лет – от древних славян с их идолами, волхвами, жертвоприношениями и родовым строем, до нынешнего состояния. Современная «традиционная культура» коренных народов лишь отчасти сохраняет в себе мир их далеких предков – слишком многое утрачено, слишком многое изменилось. Ниже говорится о некоторых чертах юкагирского шаманства, которые могут показаться дикостью. Просьба отнестись с пониманием – вы читаете о людях из другого измерения, которые отстоят от нас в пространстве на тысячи тысяч верст.



Юкагиры к шаманам относились с очень большим почтением даже после смерти. Они считались общеродовым достоянием, покровителями рода. Так исследователь Сибири 18 в Яков Линденау писал что юкагиры шаманов не хоронили а «разбирали на части»:

«Бубен у них совершенно особый. Он сделан из кожи шаманов, которую они сдирают после их смерти и натягивают на деревянную основу. С костей соскабливают мясо и кости собирают в скелет, одевают в платье как человека и почитают скелет как божество. Юкагиры помещают такие наряженные кости постоянно наверху в своих юртах, иногда 10—15 штук. Если кто-нибудь подвергает даже незначительному поруганию эти кости, тот вызывает озлобление юкагиров, и они замышляют убийство такого человека. Во время путешествия и на охоте юкагиры возят эти кости в нартах, причем предназначают им лучшие нарты и лучших своих оленей. Когда юкагиры собираются предпринять что-то грандиозное, они гадают при помощи этих скелетов — поднимают скелет вверх, и если он кажется им легким, то это обозначает благоприятный исход их предприятия; если же скелет представляется им тяжелым, то они думают, что это плохой признак и отказываются от намеченных предприятий. Юкагиры утверждают, что в некоторое время эти скелеты легки как пух, а в другое время тяжелы как свинец. В этом они уверяют простодушных русских, которые с удивлением наблюдают за действиями шаманов.
Эти скелеты юкагиры называют стариками, одаривают их лучшими мехами и сажают на постели, покрытые оленьими шкурами, всех в кружок, как живых».


Факт изготовления бубнов из человеческой кожи ученые ставят под сомнение, так как он не подтверждается другими источниками. Главный довод - из тела человека невозможно вырезать цельный кусок кожи такого размера, чтобы хватило на бубен. Все прочие сведения правдивы. Юкагирский писатель Тэки Одулок (Николай Спиридонов) более подробно описал этот обычай уже при советской власти:

«...когда алма умрет, родственники отделяют его мясо от костей особыми каменными ножами, вялят на солнце, кладут в берестяное ведерко и вешают на деревья. Это значит, что алму похоронили. Кости же его, отделив по суставам, делили между родственниками, которые носили их в виде родовых амулетов-покровителей. Череп же считался общеродовым целителем и переходил по наследству от старшего в роде к старшему. Умерший предок, уходя от человеческой жизни, снимает с себя свою внешнюю оболочку — мясо и кости. Но это не значит, что алма их совсем бросил. Он — тень, несовершенный дух — время от времени снимает с дерева повешенное там родичами свое мясо и облачается в него, чтобы повидаться с родственниками. А костями он постоянно связан со всеми родичами. Его конечности и весь он простираются на все пространство, на котором находится каждый из его родичей, обладающий какой-нибудь частью скелета. Скажем, если родич, имеющий часть ноги алма, живет в устье реки Ясачной, а старшина, владеющий его черепом, кочует в верховьях реки, за пятьсот километров, значит, алма растянется, как гигант, на все это пространство. Все его части тела будут там, где имеется родич. Он, как и все родичи, после смерти всегда находится при оставшихся в живых родственниках и является их покровителем. Прежде чем охотник убьет оленя, лося, даже утку или белку, дух его умершего предка должен убить тень обреченного на смерть животного или птицы...».

Последний юкагирский шаман был отцом Геннадия Николаевича Курилова, первого юкагирского доктора наук, писателя и поэта. Николай Курилов не оставил преемников.

«По представлениям наших сородичей, в момент избрания неофита его несколько раз протыкает насквозь копьем или ножом старый шаман. И сразу же избранник на два-три года впадает в особую болезнь. Вот и отец в свое время фактически сошел с ума, он так буйствовал, что его держали в цепях, а страдания были настолько сильны, что в минуты просветлений он все время пытался себя убить и даже прострелил руку, когда у него отнимали ружье. «Не хочу, чтобы мои дети и внуки испытали что-то подобное, — сказал он матери за несколько лет до смерти, — я закрою для них свою шаманскую дорогу...» , - так рассказывал Геннадий Курилов о своем отце.
Tags: история, коренные народы, краеведение
Subscribe

  • Белая весна

    Первым следствием прихода тепла стали густые туманы над морем. Кому-то они испортили отдых или рыбалку, но на самом деле это верный признак…

  • Пёстрая дресва

    Здание пограничной заставы (потом лагерной конторы, потом - метеостанции) в бухте Пёстрая дресва. Фото Дмитрия Лапина

  • Картины к юбилею

    Вельботы. 1968 г. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения дальневосточного художника Ивана Васильевича Рыбачука (1921-2008 гг.). Родился под…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments