magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Как умирают языки.

У этого процесса есть динамика и логика, которая видна только на большой протяженности. Это как с изменением климата: увидев короткий отрезок, нельзя понять, что происходит. Самое раннее научное свидетельство о юкагирах - это 60-е годы XIX века. Георг фон Майдель организовал туда экспедицию по поручению российского правительства. Потом он опубликовал книгу по своей поездке, где написал, что юкагиры вообще-то вымирают, ассимилируются, забывают свой язык. Прошло сорок лет, и в эти же края сослали Владимира Ильича Йохельсона. И в своей книге он тоже написал, что юкагиры вымирают, ассимилируются, язык знают в основном старики. В 37-ом туда же отправили сидеть Юрия Абрамовича Крейновича. И потом он написал, что издает грамматику юкагирского, чтобы спасти максимальное количество информации о языке, который почти вымер, только старушки говорят. И когда мы попали туда в 87-году, то застали ровно ту же самую картинку.



То есть происходит какой-то странный процесс. С одной стороны, лингвисты талдычат, что вот-вот все умрет. С другой стороны, они сами же записывают в поле замечательную информацию - лингвистическую и культурную. Явно мы имеем дело с каким-то нелинейным процессом. Внешне он похож на постепенное умирание языка, но реально там происходят какие-то другие события.


- Из вашей книги я так понял, что это вымирание было результатом государственной политики?

- Нет, там все сложнее. Массовый приход русских на эти территории начался примерно сто лет назад. И примерно тогда же, в 20-х началась активная государственная политика по созданию школ, подготовке учителей, изданию учебников, в общем, организации школьного образования на языках малочисленных народов. Примерно до 34-го года это была очень модная идея. Интересно, что реакция самих северных народов на эту политику была негативной: да не нужно учить этот язык, дети его и так знают, вы лучше их русскому обучите. Очень смешно читать публикации тех лет: они не могут это прямо сказать, поскольку это противоречит линии партии, но везде сквозит, что не нужен северным народам этот язык.

Прошло поколение-полтора. Дети стали бурно учить русский, выросли, у них самих появились дети - и люди вдруг обнаружили, что их-то дети родного языка не знают. И появилось очень неприятное ощущение: мы что-то теряем. Они думали, что все будут знать родной, а русский будет как бы бонусом, а оказалось-то совсем по-другому! Но к этому моменту, с конца 30-х и все 50-е годы, государство уже перестало вести политику поддержки малых языков. Во-первых, это дорого, во-вторых, очень трудно - готовить учителей, учебники - а в-третьих, вы же сами не хотели.

В тот момент меняется отношение людей, начинается противоположный процесс: все 60-е и 70-е народ говорит: наш язык пропадает, верните нам наш язык. Через своих депутатов, через интеллигенцию, пишут письма Косыгину. И постепенно начинается поворот политики - но уже оказалось, что молодежь не знает языков совсем. И началась нынешняя фаза - довольно редкая ситуация, когда и государственная политика все-таки в пользу этих языков, и сами народы (вернее, их элиты, активисты) хотят языки возродить. Раньше эти вещи все время не совпадали по фазе, а тут совпали.

Источник




Неточность - на самом деле Майделя звали Гергард, а не Георг. В остальном же мысли очень интересные. Хотя, я бы не был столь благодушно настроен. Молодежь и сегодня не особо стремится знать родной язык. В Сеймчане юкагирский язык помнят от силы три человека. С эвенским языком положение получше, но даже в селах это преимущественно язык общения людей старшего, реже среднего поколения. Он будет жить до тех пор, пока сохраняется оленеводство. Будут кочевать бригады, будет и применение языку. Другое дело, что молодежь в бригады тоже не рвется. Как-то раз попал на один круглый стол. Люди с учеными степенями рассуждали о путях сохранения традиционного образа жизни коренных народов. Потом взял слово чукча и сказал, что недурно бы сначала у самих коренных спросить, а хотим ли мы вести традиционный образ жизни? Мне, говорит, в городе нравится больше. И таких, как этот парень довольно много.

Tags: Магаданская область, Северо-Восток, Якутия, коренные народы, язык
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ко Дню ВДВ

    Одна из разработок опытного конструкторского бюро Павла Игнатьевича Гроховского. Самолёт Р-5 с подвесными кабинами десантников. 1936 г. Павел…

  • Колымский ретро-индастриал

    Заброшенное здание ТЭС-3 Аркагалинского энергокомбината постройки 1940-х гг. Пос. Кедровый Воздушный насос производства американской…

  • С Днём военно-морского флота!

    Подводная лодка "Крокодил". 1910-е гг.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Ко Дню ВДВ

    Одна из разработок опытного конструкторского бюро Павла Игнатьевича Гроховского. Самолёт Р-5 с подвесными кабинами десантников. 1936 г. Павел…

  • Колымский ретро-индастриал

    Заброшенное здание ТЭС-3 Аркагалинского энергокомбината постройки 1940-х гг. Пос. Кедровый Воздушный насос производства американской…

  • С Днём военно-морского флота!

    Подводная лодка "Крокодил". 1910-е гг.