magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Из Армани на Гавайи.

Как две арманские девушки вышли замуж за иностранных моряков и уплыли на Гавайские острова. История примечательна тем, что за двух соотечественниц из полузабытого селения на краю огромной страны заступились и царь, и Муравьев-Амурский. Хоть сами они и отправились на Гавайи добровольно.


Лахаина имела прямое отношение к нашему российскому Дальнему Востоку и международному скандалу, вмешаться в который пришлось и русскому царю, и американскому президенту. Но больше других пришлось поволноваться коммерсанту из Гонолулу Густаву Рейнерсу, который в августе 1860 г. приступил к обязанностям Российского вице-консула на Гавайях. Именно ему довелось разбираться с историей о русских девушках, якобы похищенных американскими китобоями из охотского поселка Армань.



А дело было так. Осенью 1857 года одно американское китобойное судно вело промысел в Охотском море недалеко от российских берегов, и двое членов экипажа -американец Джеймс Браун и англичанин Вильям Вайлд -, устав, видно, от морской качки и тяжелого труда, решили сбежать на берег. Им это удалось, и всю зиму китобои провели в поселке Армань, где местные жители встретили их очень тепло и дружелюбно. Там-то и познакомились молодые иностранцы с двумя русскими девушками, двоюродными сестрами Анной и Пелагеей Тачурян, больше того, они полюбили друг друга.

Летом 1858 г. к охотским берегам подошел американский китобоец "Шарон", и парни договорились с капитаном Кингом забрать их с собой и высадить на Гавайских островах.
Девушкам они предложил поехать с ними и обещали жениться на них. Те охотно согласились, хотя их многие отговаривали от этого брака. Мать Пелагеи даже поссорилась с дочерью. Но Пелагея предпочла англичанина, выйдя за него замуж по любви и в полном соответствии со своим желанием. Обо всем этом она сама написала позднее в объяснительной записке Российскому вице-консулу в Гонолулу Рейнерсу.

Что же касается Анны, то ее объяснение было весьма кратким . Она написала, что является сиротой, без отца и без матери, и отъезд с иностранцем был ее личным делом.
Девушки покинули поселок ночью, когда все его жители спали. Они были уже на судне, когда несколько человек подошли к борту и потребовали у капитана ответить, нет ли на судне двух русских девушек. Капитан Кинг, как и обещал китобоям, ответил отрицательно и даже предложил сомневающимся подняться на борт и убедиться в этом самим. Анна и Пелагея в это время были надежно спрятаны в одной из кладовок в глубине судна, и обнаружить их, конечно же, не удалось.

Девушки позднее признались, что слышали шаги и голоса соотечественников, но притаились получше в своем убежище, чтобы нечаянно не выдать себя. По прибытии на Гавайские острова, китобои сдержали слово и 3 ноября 1858 г. женились на девушках. Сначала они жили в поселке Лахаина на острове Мауи, а затем в Гонолулу. Обе девушки в беседе с вице-консулом не высказывали никакого желания возвращаться на родину. Пелагея дважды писала матери и получала от нее письма с уговорами одуматься и вернуться домой, но она предпочла остаться с мужем, который, по ее словам, хорошо к ней относился, и которого она любила. После женитьбы он осел на берегу и стал барменом в магазине спиртных напитков. К тому времени, когда эта история получила международную огласку, у них рос годовалый мальчик. Муж Анны Браун остался моряком, нанимаясь время от времени то на одно судно, то на другое судно. Как она признавалась, он был для нее не только хорошим мужем, но и заменил отца.

Пока собирались показания и писались объяснительные, в России продолжали считать, что русские девушки похищены. Генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский послал сердитое письмо в Санкт-Петербург министру иностранных дел империи с просьбой защитить российских граждан от посягательств иностранцев. Министр доложил царю, а вскоре запрос ушел в Вашингтон. Только после подробного отчета Рейнерса шум утих. Тем не менее, это не помешало много лет спустя известному советскому ученому Александру Алексееву в одной из своих книг описать этот случай как похищение русских девушек в рабство.

К сожалению, не сохранилось почти никаких документов или личных бумаг, проливающих свет на это романтическое похищение. Из устных рассказов, похожих на легенды, которые до сих пор ходят на Мауи, это "похищение" было вызвано взаимной любовью двух пар молодых людей, которые не могли соединиться иначе, чем таким необычным способом. Можно только гадать о том, как сложилась их дальнейшая жизнь, но скорее всего, все закончилось хорошо: ведь их любовь прошла на райских островах. Думается, русские девушки могли время от времени бывать на своей родине в Армани, ведь американские китобои продолжали промышлять около наших берегов, да и российские моряки частенько заходили на Гавайские острова. Но это лишь догадки, никаких документальных подтверждений жизни русских девушек на Мауи найти не удалось. Тщетно я разыскивал и их могилы, побывав почти на всех кладбищах этого острова.


Источник

Tags: Магаданская область, Ольский район, Охотское море, история, краеведение
Subscribe

  • Колымский ретро-индастриал

    Заброшенное здание ТЭС-3 Аркагалинского энергокомбината постройки 1940-х гг. Пос. Кедровый Воздушный насос производства американской…

  • Волшебная сила искусства

    Олаф Свенсон - американский предприниматель и авантюрист, потомок переселенцев из Швеции и самый известный иностранный торговец на нашем…

  • Старый Магадан

    Данилов Геннадий Алексеевич. Ворота в магаданский парк культуры. 1940 г.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments