magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Былинное.

 photo img6_zpsa3a33cb6.jpg

Как уже писал, колымские старожилы сохранили былинный эпос, сочиненный еще в киевскую и новгородскую пору русской истории. В советское время в былинах подчеркивалась в основном героика сражений богатырей против иноземцев и чудовищ, это и запомнилось людям. Скажем так, довольно ограниченное представление. Былины лучше читать в подлиннике. Детям в школе их не давали не потому, что язык сложный, а из-за мата и поступков богатырей, которые никак не соответствуют современным понятиям о добре и зле. Не может же положительный герой переспать с чужой женой, или изрубить на куски собственного ребенка, как сделал Илья Муромец. Правда, в обоих случаях богатырь стал заложником обстоятельств, но все равно, об этом мало кто знает. Несколько более известны события, когда «горький пьяница» Алеша Попович, пытался увести жену у Добрыни Никитича. В общем, богатыри живые люди далекие от плакатной однозначности. Как и в любом эпосе любого народа, тем более, полном всевозможных языческих представлений. Например, ниже отрывок былины, записанной у Арины Четвериковой в Нижнеколымске. Киевская колдунья Маринка обернула Добрыню Никитича в зверя, а сестра Добрыни Марфа ее бьет в кровь и угрожает, требуя брата расколдовать.



Сука, блядь, Маринка, ты зельница
Ты зельница, бездельница, чародейница
Ты не знаешь ли меня, Марфу Сеславьевну?
Разверни мово брата Микитьевича!
Еще хошь ли, Маринка, я кобулой оберну,
За тобой ли, за Маринкой жеребцов пущу?
Еще хошь ли, Маринка, я те сукой оберну,
За тобой ли, за Маринкой кобелей пущу?

Хотя по ходу повествования Марфа Добрыне «крестова сестра», но она же сама колдунья похлеще Маринки. Кроме того, явственно прослеживается представление о связи колдовства и женской сексуальности, присущее всем славянам. Следует добавить, что у русских старожилов Северо-Востока к православно-славянскому двоеверию добавилось от туземцев еще вера в духов местности и кое-что от шаманства. Замечательная в своем роде смесь. Жаль, малоизученная.
Tags: Колыма, Северо-Восток, искусство, история, коренные народы, кравеведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • С Днём военно-морского флота!

    Подводная лодка "Крокодил". 1910-е гг.

  • Необычный братушка

    Самурай Сейго Ямадзава, состоявший на службе русской армии и отличившийся при осаде Плевны в 1877 году. Дело было в Болгарии во время…

  • Волшебная сила искусства

    Олаф Свенсон - американский предприниматель и авантюрист, потомок переселенцев из Швеции и самый известный иностранный торговец на нашем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments