magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Люди Северо-Востока: русские.

У этой записи одна из меток «коренные народы». Возможно, у кого-то это вызовет недоумение, но этнографическим группам русских на Северо-Востоке по триста лет. На Индигирке и Колыме русские осели раньше, чем например якуты, а в некоторых местах даже раньше, чем эвены. Это коренные жители края, безо всяких допущений и кривотолков. О русских писать сложнее всего - фотоснимков мало, дореволюционных данных тоже. Коряки, эвены и чукчи интересовали исследователей куда больше основного этноса России. О русских уже велся разговор вот здесь.

 photo 01markovo_zpscf99829c.jpg

Житель Маркова (Чукотка)

Поселившись на краю света, женившись на местных красавицах, переняв местные же способы ведения хозяйства, старожилы сохранили ряд ярких культурных черт, которые подчеркивали их отличие от туземцев Северо-Востока и служили основой для сохранения русского самосознания. Это, прежде всего православие, и устная фольклорная традиция - песни, сказки и такая ее древнейшая часть как былины.



 photo 02Cerkov_zps07d79d21.jpg

Церковь в Среднеколымске.

На берегах Колымы и Индигирки старожилы сказывали старину про киевских князей, черниговских попов и новгородских удальцов. Про дубовые столы, туров с золотыми рогами, голубей с голубками, хотя самих сказителей окружали совсем другие реалии. Любимым богатырем на Северо-Востоке был Добрыня Никитич, а вовсе не Илья Муромец, как у европейских русских. Про Илью у нас записано только два сюжета. Причем исследователи отмечают, что местные былины сохранили такие архаичные черты, которые в остальных местах исчезли. Злая усмешка судьбы - на своей родине, в Киеве, от былин не осталось и следа, а у нас, на Колыме они сохранились.

 photo 03kazaki_zps0faa9d7f.jpg

Верхоянские казаки.

Две самые яркие черты культуры старожилов Северо-Востока - православие и устный фольклор, в том числе былинный эпос при советской власти перестали быть значимыми чертами русскости. В то же время, последствия смешения с местными - внешние видимые различия никуда не делись, и русские новоселы часто принимали старожилов не за соплеменников, а за обрусевших инородцев. Появилось даже название «местнорусские».

 photo 04nayahan_zps71a08848.jpg

Ловля рыбы в селе Наяхан (ныне Северо-Эвенский район)

Впрочем, не только местные «русели». Бывало и так, что русские в чужой среде забывали родной язык и происхождение. У якутов есть этнографическая группа «басынай» (искаженное русское «пашенной»).

 photo 5basynaj_zps11a582bc.jpg

Пашенные

Якуты никогда не занимались земледелием. Ими стали заниматься поселившиеся среди них русские, которые отуземились, но сохранили привычный образ жизни.

 photo 06ssylnyje_zps7485e38a.jpg

Ссыльнопоселенцы.

Кроме старожилов на Северо-Востоке были служилые казаки, обрусевшие местные, разного рода искатели приключений со всего света и, со второй половины XIX века, ссыльнопоселенцы. Все они в той, или иной мере оставили след в русском населении края. Но все же, основная часть русских появилась на Северо-Востоке уже в 20-м веке.

Tags: Колыма, Магаданская область, Северо-Восток, Чукотка, Якутия, коренные народы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Найди ребёнка на снимке

    Инюпиатские женщины. Северная Аляска. Рубеж XIX-XX вв.

  • Пёстрая дресва

    Здание пограничной заставы (потом лагерной конторы, потом - метеостанции) в бухте Пёстрая дресва. Фото Дмитрия Лапина

  • Картины к юбилею

    Вельботы. 1968 г. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения дальневосточного художника Ивана Васильевича Рыбачука (1921-2008 гг.). Родился под…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments