magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

О долголетии.

В ленте друзей автор Сергей Корнев оставил любопытную запись о распорядке дня своего отца.

kornev в Мой папа - «Мачо»
Ранее я уже писал о прикладном долгожительстве: излагал собственные наблюдения, разбирал воззрения толковых экспертов. Хочу еще раз вернуться к этой теме, чтобы привлечь внимание к старым заметкам, которых могли не видеть новые читатели этого блога, а заодно проиллюстрировать изложенные принципы на примере жизни близкого мне человека (хотя он еще далеко не достиг «семейного рекорда» - тьфу-тьфу). Напоминаю, что суть долгожительства состоит не в самой по себе продолжительности жизни, а в продолжительной здоровой и активной жизни.



Распорядок дня моего отца летом:
Встает рано утром, переплывает расположенное неподалеку озеро.
Потом сидит за компьютером, пишет свою книгу или статью.
Потом идет читать лекции в местном технологическом университете. Кстати, идет пешком по тропинке через большой и глубокий овраг (амплитуда спуск-подъем примерно 50 м), - такова топология нашего города.
После обеда обзванивает своих знакомых старичков и старушек, узнает новости, договаривается о совместных мероприятиях.
Если на этот день ничего более интересного не намечено, направляется на дачу, на общественном транспорте, и до вечера ковыряется в земле.
Если с дачи возвращается рано, то еще раз идет купаться в озере.

Немаловажная деталь: отцу исполнилось 85 лет.

Немного о биографии отца. Он родился в деревне, в обычной русской крестьянской семье; вырос в сталинском колхозе, со всеми его «прелестями»; в детстве пережил голод, войну с оккупацией, послевоенный голод. После того как дед ушел на фронт и больше не вернулся, он, как старший сын, с 16 лет стал фактически главой семьи, «тянул» своих младших братьев и сестру, старался заменить им отца. Несмотря на это, сумел получить высшее образование в московском вузе, сделал профессиональную карьеру в аграрном секторе, окончил аспирантуру, защитил диссертацию. Компьютер освоил уже в возрасте 80 лет, что говорит о сохранившейся восприимчивости ума, в дополнение к хорошей физической форме. Ныне отец представляет собой пример не просто долгожительства, а полноценного здорового долголетия с сохранением ясного ума, твердой памяти и полной дееспособности. Он и внешне смотрится значительно моложе своих лет, у него сохранилась шевелюра, почти все зубы - собственные. Сколько еще лет продлится эта «золотая осень», сказать трудно, но с точки зрения подавляющего большинства россиян прожить здоровеньким до 85 - это недостижимый идеал.

Как он этого добился? Очень просто: в жизни отца, особенно во второй ее половине, воплотились практически все принципы долгожительства, указанные в текстах *1* и *2*.

1) Отказ от вредных привычек: от курения полностью, алкоголь не каждый день и только малыми дозами. При этом пиво он не пьет вообще. Младшие братья отца, пренебрегавшие этими ограничениями, при тех же хороших генах не смогли дожить до 70 лет. Так что когда вам пишут на пачках, что «курение убивает», это не троллинг и не преувеличение.

2) Осмысленность существования, наличие того самого «собственного садика», о котором я уже писал ранее. Отец «при деле»: читает лекции, пишет книгу, работает на даче, занимается исключительно теми вещами, которые ему нравятся и которые он сам считает важными.

3) Он окружен людьми, которые его уважают и ценят, и это не только члены семьи. Отец является центром кружка пенсионеров, своих ровесников. А в круг его знакомых входит, наверное, половина всех людей региона старше 60 лет, которые хоть что-то представляют из себя в общественном или профессиональном плане.

4) Спокойная, размеренная семейная жизнь начиная с 30 лет. Полное отсутствие желания изнашивать свою психику какими-то драмами на этой почве. Хотя по своим манерам он типичный «пикапер»: мгновенно заводит знакомства, с полуслова располагает женщин любого возраста.

5) Ежедневная, но умеренная физическая нагрузка. В его нынешнем возрасте это ходьба, работа на даче, плавание (зимой - в бассейне). Когда он был помоложе, любил крутиться на турнике, на брусьях, кататься на велосипеде. В сельской молодости - ездил верхом. Он никогда не занимался скучными, искусственными и «нецелесообразными» видами физкультуры, такими как «бег трусцой от инфаркта», тренажеры. Тем не менее, он не имеет лишнего веса и «живота», и в целом сохранил ту атлетическую фигуру, которая сформировалась в юности, под воздействием разнообразного крестьянского труда. Жена как-то подсмотрела его мускулатуру, сохранившуюся несмотря на возраст, и укоризненно ставила мне в пример. До 50 лет отец любил гонять на мотоцикле (и я еще застал это время, у меня был специальный малышковый шлем для катания). Но затем полностью отказался от вождения автотранспорта, ощутив замедление реакции (и это, наверняка, тоже продлило ему жизнь). Примерно раз в год отец проводит несколько недель в одном из региональных оздоровительных санаториев, расположенных в лесной местности.

6) Никаких особых ограничений в питании, диет. Отец до сих пор ест мясо и сало, острое и мучное, пьет кофе и крепкий черный чай. Однако по своей природе (без каких-то волевых усилий) он предпочитает свежие овощи и фрукты, молочнокислую продукцию, горячие первые блюда (щи, борщ, овощные супы), а к кондитерским изделиям равнодушен. В его рационе много продуктов, богатых клетчаткой, стимулирующих пищеварение. В итоге такой бич большинства стариков, как хронические запоры, ему неведом в принципе.

7) Строгая психическая гигиена: воздержание от негативных эмоций, от настроений из разряда «рессентимент» (злоба, зависть, садо-мазо), избегание экзальтированных состояний, ненужных стрессов, драм и душевного надрыва, в том числе (и особенно) - на экране и в книгах. Отец всегда культивирует спокойно-доброжелательное настроение. Его отношение к окружающему миру являет собой сочетание скептического рацио и жизнелюбия. Спокойный, уравновешенный фатализм без надрыва и депрессии (см. Марка Аврелия). Впрочем, возможно это не индивидуальные особенности отца, а общее свойство «аполлонической» души представителей автохтонно-европейской гаплогруппы I.

Отец, разумеется, не смотрит современные фильмы и телешоу, не слушает современные песни, поскольку все это - источник психологического загрязнения. Художественную литературу игнорирует в принципе, всю целиком. Из книг «для души» читает в основном мемуары исторических деятелей прошлого. Религию полностью игнорирует, хотя и воинствующим атеистом не является, позитивно оценивает православие как социальный институт. В отличие от многих своих сверстников, он не впал в религиозность, когда «разрешили». Вообще то он не склонен к разговорам на эту тему, но, как можно догадаться, веру в Бога считает утешением для женщин, несовместимым с достоинством мужчины и цивилизованного человека. Насколько я могу его понять, на уровне интуиции он безотчетно исповедует нечто вроде хтонического пантеизма, в стиле «Мать сыра земля нас породила, в нее и вернемся».

Я ни разу в жизни не слышал, чтобы отец ругался матом и вообще впадал в те психологические состояния, которые органично связаны с матом и которые разрушительно действуют на человеческий организм. В его представлении мат – это признак не только «темной деревенщины», но и физиологической деградации, дегенерации, слабости волевого начала в человеке. Поэтому я испытываю некоторый когнитивный диссонанс, когда вижу, что мотивом употребления мата у многих людей является желание подчеркнуть свою «маскулинность», «крутизну». Любимая присказка отца в подобных случаях – «ругаются как пьяные негры» (при этом расистом, в силу советского воспитания, он не является). Он, таким образом, иллюстрирует собой мысль Галковского о том, что образованные русские питают отвращение к мату. Правда, Галковский ошибается в другом: считая, что мат у современной интеллигенции – следствие недавнего крестьянского прошлого. Мой отец и круг его друзей полностью опровергают это представление. Эти люди, именно потому, что вышли из реальной сталинской деревни, с ее грязью и свинством, очень чутко относятся к границе между культурой и свинством, и, в отличие от рафинированных потомственных горожан, опасаются переходить ее даже в шутку.

Это может показаться занудным морализмом, но на примере моего отца я вижу, что шансы на долгую и здоровую жизнь существенно возрастают при соблюдении элементарных правил житейской гигиены, как то: не курить, не пить, не обжираться, не ругаться матом, не сидеть без дела, не волновать себя попусту, хранить мир в семье, водиться только с хорошими людьми, которые тебя уважают, и т.д. и т.п. Перечень этих общеизвестных вещей каждый родитель по многу раз вдалбливает своим детям, но детям это кажется скучным, они эти «избитые истины» игнорируют и высмеивают. Вот потому и живут у нас люди, особенно мужчины, так недолго, - меньше, чем в самых бедных и недоразвитых странах мира. Слушайся папу и маму - и проживешь подольше, сынок.




Очень многое у автора совпадает с моими личными наблюдениями. Единственное, в чем я не вижу связи с долголетием - описанное отношение к религии и мату. По-моему, мат можно употреблять как спиртное - нечасто, понемногу, по поводу и в отсутствии детей.
Tags: Россия, долголетие, записи друзей
Subscribe

  • Белая весна

    Собственно, ручьи вскрылись, чайки прилетели, медведь проснулся. По всем приметам - весна.

  • Картинки с выставки

    Работы с выставки "Открой для себя Колыму", которые мне понравились. Так сказать, приз симпатий одного зрителя. Выставка работает в краеведческом…

  • Охотское море

    Ваганова Зоя Николаевна. Охотоморье. Бухта Нагаева. 2006 г.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Белая весна

    Собственно, ручьи вскрылись, чайки прилетели, медведь проснулся. По всем приметам - весна.

  • Картинки с выставки

    Работы с выставки "Открой для себя Колыму", которые мне понравились. Так сказать, приз симпатий одного зрителя. Выставка работает в краеведческом…

  • Охотское море

    Ваганова Зоя Николаевна. Охотоморье. Бухта Нагаева. 2006 г.