magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Катакомбники



Фёдоровцы через два десятилетия после выхода из подполья. 2003 г.

Кроме троцкистов, на организованное сопротивление лагерным порядкам на Колыме оказались способны ещё и верующие, в частности, последователи истинно-православной катакомбной церкви фёдоровского толка. Течение "фёдоровцев" появилось среди воронежских крестьян в 1920-х годах. Официальная православная церковь, после жестоких репрессий, вынуждена была признать "безбожную" большевицкую власть. Это признание оттолкнуло от неё значительную часть консервативно настроенных верующих, которые ушли в подполье "в катакомбы", по аналогии с переживающими гонения первыми христианами Рима. (Катакомбы - подземные римские усыпальницы, где тайно собирались верующие в I в н. э.) Злоупотребления большевиков на селе в ходе насильственной коллективизации усиливали у крестьян ощущение "последних времён", создавали питательную почву для проповеди несотрудничества с Советами. Попадая в лагеря, такие верующие отказывались от работы сами, отговаривали других узников. Лагерное начальство расценивало такие действия как саботаж, зачинщиков казнили, остальным добавляли сроки заключения. В отличие от троцкистов, верующие не выдвигали никаких требований при голодовках или отказе от работы. Естественно, такое "пассивное" сопротивление было обречено с самого начала. Далее выдержки из статьи "Репрессии, как это было" Александра Козлова, где он цитирует архивные документы 1930-х годов.


Гораздо трагичнее оказывались аресты уже в то время для заключенных Севвостлага. Некоторым из них они стоили жизни. Об этом в частности рассказывают материалы следственного дела № 359. Согласно им, в первой половине 1933 г. были арестованы заключенные “резервного лагпункта Севвостлага” М. К.Кравцов, Т. С. Свиридов и Ф. А. Шульга. В “Постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения “говорилось: “Перечисленные выше сектанты... “федоровского” толка достаточно изобличаются в том, что находясь в лагерях ОГПУ, систематически отказывались от работы. Свой отказ мотивируют религиозными убеждениями. Кроме того, Шульга, Кравцов и Свиридов добровольно вступили в контрреволюционную группировку Федоровского толка и, находясь в резервном пункте Севвостлага, организовали группу в 13 человек, которая ставила своей задачей путем систематической контрреволюционной агитации, распространения провокационных слухов о неизбежности войны, падении Соввласти агитировать основную массу заключенных на систематические отказы от работы, от приема пищи. Путем злостного саботажа направить свои силы на срыв социалистического строительства Колымского края и разложение всей массы заключенных лагеря”.

Данный документ составлен 20 июня 1933 г., а через неделю М. К. Кравцов, Т. С. Свиридов и Ф. А. Шульга “за организационную деятельность, направленную на свержение власти” и “контрреволюционный саботаж” были расстреляны.

В “Обвинительном заключении”, составленном 15 октября 1933 г. и подписанном несколькими сотрудниками 3-го отдела Севвостлага, говорилось: “С прибытием этапов з/к из других лагерей, в общей массе заключенных прибыли и сектанты различных течений и толков. В подразделениях Севвостлага на 1-е октября 1933 г. имеются выявленными следующие течения сект: “истинные христиане”, “субботники”, “старо-церковники”, “духоборы” и “федоровцы”. Из общей массы сектантов резко стала выделяться группа “федоровского” толка. Последняя с первых же дней пребывания в Севвостлаге категорически отказалась от каких бы то ни было работ и занялась систематической антисоветской агитацией в среде остальной массы заключенных... В общей сложности последние не работали на протяжении двух с половиной лет. В результате принятия культурно-воспитательных мер в отношении сектантов “федоровского” толка, часть из них (Федяев, Манерный, Зубков, Шкрят и др. в числе 13-ти человек) приступила к работе, работая на общих лагерных работах, не исключая праздничных и воскресных дней. Три человека работают за исключением праздничных и воскресных дней. Восемь человек работают на самообслуге. Остальная же группа в числе 23-х человек во главе с Прохоренко, Зеленским и Балабановым категорически отказалась от каких бы то ни было работ, заявляя, что несмотря на свои сроки, в дальнейшем ни на каких работах, даже лично для себя, работать не будут. Помимо систематического отказа от работы, указанная выше группа сектантов... занималась систематической агитацией. Сектанты “федоровцы” среди з/к агитировали: “Колхозы все разваливаются и люди в них умирают с голоду. Нет божьего благословения на безбожное строительство. Все, что вы не делаете, все у вас разваливается, как развалилась башня Вавилонская”... Неоднократно в кругу массы заключенных сектанты “федоровцы” администрации лагеря заявляли о непризнании Соввласти и неподчинении ее законоположениям. Сов- власть они называют властью “временного пришествия на землю антихриста”.


Tags: Колыма, Магадан, Магаданская область, Севвостлаг, история, религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ко Дню ВДВ

    Одна из разработок опытного конструкторского бюро Павла Игнатьевича Гроховского. Самолёт Р-5 с подвесными кабинами десантников. 1936 г. Павел…

  • Колымский ретро-индастриал

    Заброшенное здание ТЭС-3 Аркагалинского энергокомбината постройки 1940-х гг. Пос. Кедровый Воздушный насос производства американской…

  • С Днём военно-морского флота!

    Подводная лодка "Крокодил". 1910-е гг.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Recent Posts from This Journal

  • Ко Дню ВДВ

    Одна из разработок опытного конструкторского бюро Павла Игнатьевича Гроховского. Самолёт Р-5 с подвесными кабинами десантников. 1936 г. Павел…

  • Колымский ретро-индастриал

    Заброшенное здание ТЭС-3 Аркагалинского энергокомбината постройки 1940-х гг. Пос. Кедровый Воздушный насос производства американской…

  • С Днём военно-морского флота!

    Подводная лодка "Крокодил". 1910-е гг.