magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Category:

Мамонт-кормилец.

Вдогонку последней записи про мамонтов. Большие бивни неизвестного зверя, которые часто обнажались после осыпи земли на берегах рек, давали пищу для воображения жителям Севера. Предания и мифы о мамонтах имеются у многих народов: от коми-зырян до индейцев Канады. У коренных народов Северо-Востока тоже есть такие. Например, юкагирское предание о мамонте.



«Однажды отец с сыном пошли на охоту, спустились к озеру и увидели большие клыки, торчавшие из земли. Стали они эти клыки раскачивать, да из земли вытаскивать. Вдруг задрожала земля у них под ногами, зашевелились клыки и появилась голова огромного зверя. Вылез из земли огромный зверь-мамонт, а отец с сыном в ту яму провалились, засыпало их землей.

Стала женщина плакать и кричать зверю: «Зачем погубил наших кормильцев – мужа и сына! Умрем мы теперь с голоду! Теперь ты нас корми!» Пошел мамонт по берегу озера, а где он остановился и встряхнулся, какие-то темные пятна остались. Подошла женщина, видит – дикие олени лежат! Вот, оказывается, какой мамонт был, еду женщине и детям оставил, чтобы с голоду не умерли. Много раз он появлялся и так кормил семью погибшего охотника.

Однажды приснился женщине сон, что пришел к ней мамонт, и говорит: «Я ухожу насовсем, вместо меня будет другой вас кормить». Проснулась женщина от сильного свиста, выглянула из дома и увидела убегающего дикого волосатого человека огромного роста. Свою охотничью добычу – диких оленей, он дома оставил. С тех пор волосатый человек – чучуна стал кормить семью охотника.



Чучуна – некое подобие гималайского снежного человека в представлениях коренных народов Северо-Востока. Впрочем, справедливости ради стоит упомянуть, что сообщения о чучуне в якутских газетах появились за 20 лет до того, как в западной печати стали раздувать шумиху о гималайском йети.

Ну и отношения вдовы с убийцей мужа и сына тоже о многом говорят. В русской традиции лучше бы с голоду опухли, а ни крошки б ни взяли. А тут вот как. Впрочем, у людей живущих в жестких условиях, иные представления о морали. Помню, меня поразила в свое время эвенская пословица. «Не женись на молодой, не истощай свои силы. Женись на женщине старше себя, когда умрет, будешь есть ее оленей». Не уверен, что передаю дословно, но смысл именно такой.
Tags: коренные народы, мамонты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В море

    Шебеко Кирилл Иванович. Рыбаки. 1984 г.

  • Сиреникские морские охотники

    Фото Василия Шумкова, сделаны в 1970-х годах. Сиреники - эскимосское село на Чукотке, возрастом не менее 2,5 тысяч лет. Это один из старинных…

  • Пушной промысел

    Эвенкийский охотник с добычей. Восточная Сибирь. 1945 г.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment