magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Наши юбилеи




Сегодня 155 лет со дня рождения Владимира Германовича Богораза. (1865 - 1936).

Человек, сотканный из противоречий. В нем как-то уживались бунтарь-революционер и тихий обыватель, еврей и русский патриот, писатель, одержимый бредовыми идеями, и скрупулёзный ученый-этнограф.

В молодости член террористической революционной организации "Народная воля", впоследствии воспевал революцию 1905-07 года, а вот октябрьский переворот не принял, и очень долго потом с ним "смирялся". Во время первой мировой войны добровольно отправился с санитарным поездом в войска и оттуда писал патриотические статьи с фронта. Ранее, оказавшись в ссылке на Колыме, больше от скуки, чем от любопытства, стал изучать культуру и быт местных русских старожилов и коренных народов Севера. В итоге, сейчас Владимира Германовича помнят и ценят как выдающегося этнографа, чьё научное наследие до сих пор не теряет актуальности. А вот его писательство и тем более революционная активность, оказались забыты. Ещё, с подачи Богораза в СССР был создан Комитет Севера, который стал строить культбазы для коренных народов. Одной из них стала Нагаевская культбаза. Сейчас начало её строительства в июне 1929 года считается днём основания Магадана. Ниже воспоминания самого виновника торжества о жизни на Колыме.



«Незабвенные годы в Колымске, - натуральное хозяйство, каменный век вживе <…> Не половишь – не поешь. Ловишь рыбу, ездишь на собаках, вместе с собаками кормишься этой рыбой. В амбаре живет горностай, хватает мышей и таскает мясные куски. На площади гнездится куропатка. Ночью к порогу приходит лисица и лижет помои <…> А морозы такие – плюнешь, замерзший плевок вонзается в снег сосулькой. Было нас полсотни человек. Собак у нас было за 200. Десяток неводов. Рыбы ловили на каждого в год пудов 60, дров заготовляли в общем до сотни кубов. Все своими собственными белыми ручками, кого же заставишь».

«С русским населением на реке Колыме мы совершенно сблизились, - вспоминал В.Г.Богораз, - Плясали на зимних посиделках, пели вместе с девицами старинные игровые песни. По праздникам разыгрывали винт «с прикупкой», «с присыпкой», «с гвоздем», « с эфиопом», «с треугольником» и «классический» простой. А в тяжелые зимние ночи читали напролет увесистые книги на разных языках».

«От оседлых народов забрался к кочевым, странствовал с чукчами зимою и летом, ездил с ламутами верхом на оленях. Летом питался падалью оленей издохших от заразы, как полагается по чукотскому укладу – чтоб даром еда не пропадала. Зимой кормился прокисшей «мундушкой» - мелкой рыбешкой из запасных рыбьих ям, как полагается по укладу якутскому»



Tags: Колыма, Магадан, Магаданская область, Чукотка, Якутия, история, коренные народы
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • В цвете

    Гижигинский священник. Приморская область. Россия. 1901 г. Широко известный в узких кругах снимок в цвете. По поводу колоризации - единственная…

  • В пути

    Юкагиры с собачьими упряжками. Начало XX в.

  • В море

    На моржовой охоте. Чукотка. 1970-е гг.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments