magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

О годе языков коренных народов

учебник  для подготовительного класса 1984 г.jpg

Учебник для подготовительного класса по эвенскому языку. 1984 г


Прошлый год был объявлен годом языков коренных народов, что ещё раз привлекло внимание к проблеме сохранения эвенского и корякского языков в Магаданской области. (Юкагирский язык на Колыме спасать уже поздно, его надо будет заново учить). Примерно с конца 90-х начала 2000-х годов, эвены и коряки стали перебираться из национальных сёл в райцентры и Магадан. Соответственно, среда бытования родных языков стала сокращаться.

Хотя предпосылки для упадка языков сложились намного раньше с переходом на всеобщее среднее образование, когда детей оленеводов стали забирать учиться в Интернаты, где обучение и общение с воспитателями шло на русском языке. Советская власть просто не смогла подготовить достаточное количество педагогов, знающих эвенский и корякский языки. Естественно, к выпускному классу дети знали русский язык лучше, чем родной. По некоторым оценкам, передача языков новым поколениям в семьях прекратилась еще в 80-х гг. Большинство современной эвенской молодёжи знает русский язык лучше, чем эвенский (по корякам у меня информации нет, но думаю, картина похожая).

Во всех населённых пунктах Колымы число жителей снижается, не исключение и национальные сёла. Один из немногих относительно благополучных посёлков Магаданской области – Ола, где численность стабилизировалось в районе 6 тыс. 100 – 6 тыс. 200 человек. Но эта стабилизация произошла за счёт приезжих из менее благополучных мест.

По данным переписи 2010 года в Магаданской области всего шесть сёл с преобладанием коренного населения. (Более новых данных нет, ждем переписи 2020 года).

В Ольском районе: село Тахтоямск – 53% эвенов, село Ямск – 52% эвенов. В Северо-Эвенском районе: село Гижига – 51% эвенов, село Гарманда – 80% эвенов, село Тополовка – 81% коряков, село Верхний Парень – 95% коряков. При этом отток молодёжи из национальных сёл продолжается. Посмотрите на эти сёла, поймёте почему.












Это не свидетельство какого-то особого пренебрежения властей жизнью эвенов и коряков, русские поселки на сегодняшней Колыме выглядят не лучше. В целом, обстановка в малых населенных пунктах далека от нормального состояния. Просто русским проще собраться и уехать из унылого места, а коренные жители переезжали из своих сёл неохотно. До недавнего времени. Сейчас, кто помоложе, стараются оттуда выбраться.

Призывы к молодым людям из числа народов Севера оставаться в родных местах и сохранять традиционный образ жизни, имеют такой же смысл, как убеждать славянскую молодёжь возвращаться в сёла средней полосы России и заниматься там земледелием, поскольку таким когда-то был образ жизни их предков. Только землю пахать не трактором, а на конях и волах

Поэтому, если всерьёз заботиться о сохранении языков, надо думать как их сохранить в Эвенске, Оле и Магадане, где вскоре будут жить самые большие общины КМНС. И, конечно, меры государственной поддержки, помощь деятелей науки и культуры не будут иметь смысла, если сами эвены и коряки останутся равнодушными наблюдателями за постепенным вымиранием их родных языков.

Можно, конечно, пойти на крайние меры - обязать писать сочинение на родном языке при выдаче квот на лососёвые. Тогда у местных хоть будет какой-то материальный стимул. ))) Но сами же эвены и коряки первыми против этого восстанут.

Tags: Колыма, Магадан, Магаданская область, Ольский район, Северо-Эвенский район, коренные народы, языкознание
Subscribe

Posts from This Journal “коренные народы” Tag

  • В тундре

    Чукчи у яранги. Чукотка. 1950-1960-е гг.

  • Детство

    Семья удэгейцев с реки Самарга. Приморье. 1926 г.

  • Гребцы

    Алеуты на байдарках около села Никольского. Остров Умнак, Аляска. 1909 г.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments