magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Одеяние эвенского шамана.

Одежда шамана имела символическое значение – во время камланий и «путешествий» в верхний и нижний миры, шаман «перевоплащался» в птицу, зверя, кроме того, постоянно «общался» со своими духами-покровителями, которые служили ему провожатыми. Все это отражено в шаманском одеянии. Что больше всего удивило лично меня - изображение двуглавого орла на шаманской одежде. Откуда? Даже если допустить русское влияние, непонятно, как знак царской власти попал в перечень шаманских предметов.


Photobucket




«Эвенские шаманы также имели специальный кафтан длиной до колен с не сходящимися на груди полами. Покрой – эвенкийский, с клиньями. Кафтан шили из двух половин: левая – темная, правая – светлая. На грудь надевали нагрудник (подобный женскому нагруднику нёл), на котором вывешивали изображения шаманских духов. На спинку кафтана прикрепляли подвески из кожи и меха, вышивали, как и на нагруднике, изображения духов.

У эвенов восточной части Якутии шаманские кафтаны имели покрой, сходны с типичными прямоспинными якутскими кафтанами. Такие кафтаны шили из ровдуги или из шкуры мехом внутрь. Кроили отдельно спинку и полы. Иногда и спинку кроили из двух частей. Рукава кроили широкими, оканчивались они перчатками. Длина кафтана спереди и сзади была одинаковой. К подолу пришивали полоску с ровдужной бахромой. Барому нашивали на спинку и на локтевую сторону рукавов. На спинку на лентах бахромы подвешивали пучки двух-трех трубчатых металлических подвесок, а посередине пришивали несколько толстых длинных жгутов. Чуть выше подола сзади прикрепляли кусок ровдуги с бахрмой, изображавший, по-видимому, хвост. Металлические подвески прикрепляли прямо к верхней части спинки. Это были ряды трубчатых подвесок, медных мелких бляшек, несколько крупных блях, зооморфных изображений, из которых наиболее значительным являлось изображение двуглавого орла.

На рукавах прикрепляли железные пластинки, изображавшие кости крыла, суставы, а на тыльной стороне перчатки – медное изображение лапы медведя. Поверх кафтана надевали нагрудник (олгопчи), привязывавшийся к обеим полам. Пришивали на него немногочисленные металлические подвески, в том числе круглую бляху – сердце шамана, изображение ключичной кости и т. п.

Головным убором эвенских шаманов служил мягкий венец с железными рогами на темени.

В комплект костюма входила специальная шаманская обувь, наколенники и перчатки. К кончикам пальцев перчаток прикрепляли кусочки шерсти медведя. Таким способом оформлялось изображение лапы медведя (манги) – духа покровителя шамана.

Омолонские эвены имели шаманскую одежду в виде короткой ровдужной куртки (подобно вилюйским эвенкам). Куртку украшали по подолу и спинке длинными жгутами, на боках укрепляли вырезанные из железа изображения ребер. На спинку подвешивали круглые металлические бляхи и кольца с шаманским ремнем-поводом, и скобу, напоминающую аркалан. На рукавах прикрепляли изображения костей крыла, бахрому, в результате чего шаманский костюм отображал одновременно образ зверя (в данном случае оленя и медведя) и птицы.


Источник: Прокофьева Е. Д. «Шаманские костюмы народов Сибири».
Tags: Магаданская область, коренные народы, краеведение
Subscribe

  • Прощаемся с зимой

    Прасков Валерий Трофимович. Перевал Гусакова. Замело. 2006 г.

  • Белая весна

    Первым следствием прихода тепла стали густые туманы над морем. Кому-то они испортили отдых или рыбалку, но на самом деле это верный признак…

  • Картины к юбилею

    Вельботы. 1968 г. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения дальневосточного художника Ивана Васильевича Рыбачука (1921-2008 гг.). Родился под…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment