magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Шаманы разных народов



Эскимосский шаман, восточная Гренландия. 1905 г.

Шаманизм сибирского типа распространен у многих этносов на огромных пространствах - от Севера Скандинавии (саамы) через всю Сибирь, Аляску, арктическую часть Канады до Гренландии. Примечательно, что он бытует у различных по происхождению народов - от тюрко- и монголоязычных этносов Сибири до коренных жителей Северной Америки (алеуты и эскимосы). Слово шаман - тунгусского происхождения и ясно этимологизируется из эвенского языка (который тоже относится к тунгусо-маньчжурской группе).

Эвенское хаман происходит от глагола хадай - знать. Хаман - тот, кто знает, и по буквальному значению близко к русским словам "знахарь", "ведун".

Но от обычного знахаря - травника и народного лекаря, шамана отличает умение общаться с духами. Именно при их помощи он лечит, предсказывает будущее. У каждого шамана свой неповторимый набор духов-помощников, и от их силы зависят и способности шамана. Для связи с духами шаман входит в измененное состояние сознания, впадает то в своеобразный транс, то наоборот, в исступление. Достичь этого состояния ему помогает бубен - тоже непременный атрибут сибирского шаманизма. В некоторых культурах считалось, что сильные шаманы могли на бубнах летать как вокруг собственного селения, так и по другим мирам.

Иногда духи сами находят шамана и начинают его склонять к шаманской деятельности, и тогда человек болеет "шаманской болезнью" - странно себя ведет, страдает умственно и телесно. У других народов никакой шаманской болезни нет, а шаманские способности просто передаются по наследству. У третьих будущий шаман сам "ищет духов", находит, побеждает их в состязании и заставляет себе служить.

У шаманов может быть своя "специализация" - одни общаются с духами "верхнего мира" т. н. белые шаманы, другие - с духами подземного мира - т. н. черные шаманы. Однако такое деление было не во всех культурах. А вот деление вселенной на три части - серединный мир (мир людей), верхний мир (мир божеств, добрых духов и иногда умерших, откуда выражение - "уйти к верхним людям", т. е. умереть) и нижний мир - мир зловредных духов, присуще для всех народов, у которых был шаманизм сибирского типа. Шаманами могли быть не только мужчины, но и женщины. А особо сильными и вредными - шаманы-перевертыши, мужчины, которые начинали носить женскую одежду, делать женскую работу и вести себя во всем как женщины. Такие шаманы были, например, у чукчей.


Ниже много старых фотографий шаманов и шаманок разных народов. Последнее фото на ночь не смотреть, детям не показывать.





Камлание шамана. Орочоны(эвенки). Забайкальский край, начало 20 в.



Шаман готовится к жертвоприношению. Якуты, не позднее 1909 г.



Камлание шамана. Тува, первая половина 20 в.



Камлание шамана. Якуты, первая половина 20 в.



Карагасский шаман. 1927 г. Сибирский край.



Кетский шаман. Восточная Сибирь, 1914 г.



Кочующий шаман юраков. Ненцы, Сибирский край, 1926 г.



Монгольский шаман Цэдэн-Пунцук. 1926 г.



Орокский шаман, Сахалин, Порнайский р-н, между 1905-45 гг.



Портрет шамана из села Агнева. Конец 19 в., Сахалин. Нивхи или айны?



Шаман Пахтанак в полном облачении и с бубном. Алтайцы, 1931 г



Сойотский шаман. Село Чакуль. Урянхайский край 1915 г.



Чукча-шаман со шкурой волка на голове, сидящий на туше волка, завываниями и ударами в бубен просит прощение у духа волка за его убийство. Чукотка, 1925-1930 гг.



Шаман. Тува, 1931 г.



Шаман в полном облачении. Эвенки, Зап. Сибирь, 1914 г.



Шаман Гальмуи. Эскимосы азиатские, Чукотка, Провиденский р-н, пос. Уназик (Чаплино), 1927-29 гг.



Шаман из гиляков (нивхи) 1905 г. Сахалин или Приамурье.



Шаман из стойбища Койма, Приамурье, 1927 г. Нанайцы.



Шаман с бубном. Ханты, Тобольская губерния, до 1917 г.



Шаман с местными жителями. Нанайцы. Приамурье, начало 20 в.



Шаман с помощником. Эвенки Забайкальская область, Читинский уезд, 1912 г.




Шаман Сэу Яптик готовит переводчика экспедиции Василия Терентьева к первому взгляду на Карское море. Ненцы, Полярный Урал, 1928 г.



Шаман Тубяку Костеркин. Нганасаны, пос. Усть-Авам, Таймыр, 1988 г.



Шаман Чукэ Чонгиди Онинка. Нанайцы. Приамурье, начало 20 в.



Шаманка в обрядовом облачении. Сойоты, Урянхайский край, начало 20 в.



Шаманка с бубном. Эвенки, Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, не позднее 1910 г.



Шаманка с сэвэнами (фигурами духов-покровителей) Нанайцы, Приамурье, начало 20 в.




Шаманское камлание. Эскимосы, Чукотка, пос. Уназик (Чаплино) 1927-29 г.



Юпикский шаман Нушагак изгоняет злых духов из больного мальчика. Эскимосы, Аляска, 1890-гг.




Tags: Дальний Восток, Север, Северо-Восток, Сибирь, история, коренные народы, культура, религия
Subscribe

  • Горный Алтай

    Нижнее Шавлинское озеро, снято в сентябре этого года.

  • В цвете

    Гижигинский священник. Приморская область. Россия. 1901 г. Широко известный в узких кругах снимок в цвете. По поводу колоризации - единственная…

  • В пути

    Юкагиры с собачьими упряжками. Начало XX в.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Горный Алтай

    Нижнее Шавлинское озеро, снято в сентябре этого года.

  • В цвете

    Гижигинский священник. Приморская область. Россия. 1901 г. Широко известный в узких кругах снимок в цвете. По поводу колоризации - единственная…

  • В пути

    Юкагиры с собачьими упряжками. Начало XX в.