magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Category:

Город, который погубила оспа

02

Зашиверск – острог с таким названием на юкагирской реке Индигирке основал русский казак из Енисейска Постник Иванов в 1639 году. Название произошло от его местоположения за индигирскими шиверами (так называют пороги и перекаты на северных реках). Первоначально это был просто опорный пункт для сбора ясака, который потом вырос в целый город.
Зашиверск прожил два века, был центром освоения земель и управления округой вокруг Индигирки и Колымы, его стены не раз спасали казаков от восстаний воинственных ламутов и юкагиров, здесь звучала проповедь христианства и юкагирские сказания, а шаманы и священники боролись за души коренных жителей края. Сборщики ясака припрятывали соболиные шкурки из царской казны, искусные мастера резали по дереву и мамонтовой кости, плотники за один день ставили избы, рыбаки везли сюда рыбу, охотники – пушнину, а купцы с юга хлеб, ткани, бисер и хмельные напитки. На многолюдные ярмарки за товарами и новостями приезжали покупатели за сотни верст. В 18 веке у Зашиверска даже появился герб - как и положено уездному городу. В лучшие времена население города было около 900 человек, очень много для северного поселения в 18 веке, в месте, где невозможно выращивать хлеб, так как кругом скалы и тундра. Здесь бывал первооткрыватель Берингова пролива Семён Дежнёв, и первый исследователь Охотского побережья Магаданской области Михайло Стадухин.

Сперва частые восстания юкагиров и ламутов чуть не уничтожили острог, а затем, поняв выгоды торговли с русскими местные жители сами стали селиться в Зашиверске. Хотя первоначально было немало попыток его разрушить и свергнуть русскую власть. Одну из таких попыток описывает сын боярский Козьма Лошаков в донесении якутскому воеводе Ивану Голенищеву-Кутузову в 1668 г.

"И в прошломъ же во 175 году, февраля въ 16 день, скопамя те же Ламутские мужики изменники, собравъ себе воровское великое собрание, приступали ночью къ острожку, и учали острожные стены, и ясачное зимовье, и острожные ворота рубить топорами, а иные люди приставили лестницы къ стенамъ черезъ амбары:и мы Коземка съ служилыми и промышленными людми бой съ ними поставили, и Божиею милостию, а великихъ государей счастиемъ, убили у нихъ воровъ Ламутскихъ мужиковъ лутчихъ людей трех человекъ Лаузеня да хромого сына его Быргучана, да косого племянника его именемъ Ергата, а многихъ Ламутскихъ людей переранили; и видя они Ламутки къ намъ великую Божию помощь, убоялись и пометали топоры и оружье, луки и стрелы и копия и рогатины, и отъ острожку побегли, а насъ Коземку съ товарищи Богъ помиловалъ, ни единого человека не изранили"

Город стал клониться к упадку, по мере истребления пушного зверя в окрестностях. Но погубила город не плохая охота, а опустошительная эпидемия черной оспы в начале 19 века. Мор, уничтоживший целый город, произвел настолько сильное впечатление на местных, что еще через полтораста лет окрестные жители с суеверным ужасом рассказывали мрачные предания об этом событии.

Vue_de_la_Ville_de_Zaschiversk

"Город Зашиверск становился все больше и больше, в нем было до ста жилых домов. Управляли им русские чиновники. Однажды в город пришли новые русские, которые в одном доме разложили на столе план какого-то большого города. Посмотреть на этот план пришло много народу, и в том числе местные начальники, которые стояли и смотрели на план, заложив руки за спину. Вдруг на них сзади набросилось несколько человек и потащили к реке. Народ от страха и неожиданности не стал защищать своих администраторов. Захваченных чиновников отряд солдат, спрятавшийся па берегу реки, увез неизвестно куда. С тех пор Зашиверск остался без администрации и счастье навсегда покинуло его.

Самым большим несчастьем была оспа, которая погубила все население города. Людей умирало так много, что их не успевали хоронить, и трупы плыли по Индигирке, как размытые весенней водой деревья. Когда началась эпидемия, один старик вышел на улицу и сказал: «Как ты ни сильна, матушка, едва ли ты прекратишь крики наших городских детей!» Тогда эпидемия усилилась, и на другой день уже не слышно стало крика детей. На третий день эпидемии другой старик сказал: «Я всегда лишался благ, даже эпидемия и та меня обходит». На завтра же он слег в постель и больше уже не вставал.

В то время в Зашиверске жил большой шаман. Он еще до прихода эпидемии увидел, как в одной посылке была получена огненно-красная лисица. Увидав эту лисицу, шаман стал говорить, что с последней почтой пришло большое несчастье и что скорее надо бежать из города. Сорок человек поверили поверили шаману и вместе с ним ушли в горы. Через несколько дней после этого шаман отправил свою жену в город узнать о судьбе его населения. Когда вернулась его жена, шаман увидел, что оспа пришла к ним, притаившись в шапке его жены. На вопрос мужа, что сделалось с населением города, жена сказала: «Дым выходит из трубы только одного дома». После этого шаман сказал своим людям: «Войдите все в дом, заприте двери и не смотрите в окно; к нам пришла оспа. Я буду биться с ней и, если победит она, мы все умрем; если же победа будет моя, она уйдет и мы все останемся живы». Люди вошли в дом и заперли двери; через некоторое время поднялся сильный шум. Несколько человек взглянули в окно и увидели, что на дворе бодаются два страшных быка, один — смолисто-черный, а другой — пестрый, у обоих глаза огненные. Люди в доме страшно испугались, отошли от окна и стали ждать шамана. Шум во дворе продолжался по-прежнему. Наконец поздно вечером шаман вошел в дом весь мокрый от пота и сказал: «Друзья, мы, оказывается, счастливые люди: я победил оспу, и она ушла обратно».

Все жители города умерли от страшной эпидемии, и с тех пор наш город перестал
быть городом. Все жилища разрушились, осталась только церковь, а само место поросло тальником".


"Когда была я была маленькая, уже не стало города. В городе, говорят, было около
семидесяти домов русского типа. Говорят, в городе жили и якуты. Люди почти поголовно погибли во время эпидемии оспы. Тогда две женщины — сестры, обе высокого роста (духи эпидемии), сели на верхушке деревьев у города Зашиверска. Просидели они в течение семи суток, наблюдая за весельем жителей города: танцами, играми детей и др. Так они сидели, жалея людей города. В это время ехал на пестром олене тунгусский князец по прозвищу Хаба. Он держал на палке шкуру черно-бурой лисицы. Духи эпидемии обратились к нему с просьбой отдать им эту шкуру, чтобы могли они вытереть пот с лица. Тогда ответил им князец Хаба: «Как я отдам русским девушкам, желающим вступить в любовную связь с мужчинами?»,— и погнал галопом своего оленя. Вот тогда-то духи эпидемии стерли с лица земли население города. Говорят, сохранилось только три человека: двое мужчин и одна женщина."


"Как рассказывает одна из легенд, священник и шаман, каждый по-своему, благословляли разложенные на снегу товары (на ярмарке). После чего начиналась торговля. И вот однажды во время ярмарки, увидев богато окованный сундук, шаман приказал немедленно вырубить во льду Индигирки прорубь, а затем бросить в прорубь сундук. Но священник сказал, что скорее бросит в воду шамана, чем этот сундук, полный сокровищ. Когда сундук был открыт, все бросились к нему и расхватали блестящие украшения, цветные ткани и различные драгоценности. Назавтра в городе появилась страшная гостья — «черная оспа». Вымерли все жители, в том числе священник. Погибли или разбежались в ужасе, разнося смерть, участники ярмарки. Уцелела только одна маленькая девочка Тарабукина, которая умерла в возрасте ста пяти лет в 1913 г."

05

03



В середине 19 века в уже пустом городе оставалась церковь, в которой служил священник. В 1920-х жила только одна якутская пара. Сейчас на этом месте природный парк и часовня. Церковь в 71-м году разобрала и вывезла экспедиция сибирского отделения Академии наук. Сейчас она находится в Новосибирске. Это единственный сохранившийся в Сибири деревянный шатровый храм. По преданию его срубил строитель Андрей Хабаров. К сожалению, у меня не получилось посмотреть ее прошлым летом в Новосибирске, так как в этом музее экскурсии надо было заказывать заранее. Вот вид Спасской церкви.

image


Tags: Россия, Якутия, история, коренные народы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments