magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Анюйская ярмарка



Анюйская ярмарка 1895 г. Острог, переживший свое время. Как раз ярмарками, а не военными походами удалось прочно привязать Чукотку к России. Анюйская ярмарка была одна из самых крупных, правда после продажи Аляски в 1867 году ее значение стало падать, так как часть чукчей переключилась на торговлю с американцами. Само устройство ярмарки несло отголосок недавних войн с чукчами, все делалось так, чтобы избежать возможных ссор и столкновений. Поэтому чукчей не пускали внутрь острога ночью, русским запретили привозить хмельные напитки и торговлю в долг. Далее отрывок из работы Елизаветы Карих "АНЮЙСКАЯ ЯРМАРКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в."


"Первым в Анюйскую крепость приезжал Колымский окружной исправник и 5–7 человек казаков, которые расчищали снег, запасали топливо, а во время ярмарки следили за порядком. Через несколько дней прибывали торговые люди с товаром. Кроме товаров необходимо было везти еще и провизию для себя и для собак, т.к. единственным питанием, которое можно было приобрести в тундре, были олени чукчей и ламутов (эвенов). Очевидно, что отправиться в такое путешествие можно было только рассчитывая на выгоду. С 1811 по 1869 г. торговый обмен на Анюйской ярмарке регулировался правилами иркутского гражданского губернатора Трескина. По правилам торг начинался только после взноса ясака и одаривания чукчей.

Основным денежным эквивалентом ярмарки являлась шкура красной лисы. Русские и чукчи останавливались отдельно, и их встречи могли проходить только днем. И самое главное: спиртное и кредитные сделки исключались. Правила эти были вызваны к жизни имевшими место кровавыми конфликтами в процессе торгового обмена русских и чукчей. Чукчи приходили на торг в полной военной экипировке и при малейшем неудовольствии пускали в ход оружие. Таким образом, кредит, неизменно присутствовавший в торговом обмене между русским и коренным населением Сибири, здесь был смертельно опасен. Обе стороны вынуждены были принять правила Трескина, и даже когда барон Майдель отменил их в 1870 г., они в основном сохранились как традиция.

Сущность торговли на Анюйской ярмарке составлял обмен чукчами пушнины и моржовых клыков на черкасский табак и железные изделия (котлы, ножи, топоры, пальмы). Табак и железные изделия чукчи везли на острова и меняли на пушнину и американские товары у каргаулей (американских эскимосов). К середине XIX в. эта торговая схема была уже устоявшейся.
Носовые чукчи снабжали русским железом и табаком весь крайний северо-восток, Алеутские острова и побережье Аляски. Они же привозили на Анюйскую ярмарку лучшую пушнину (чернобурок, красных лисиц, сиводушек, песцов, бобров и пр.).

Анюйская ярмарка начиналась с дипломатической части – дружеского чаепития колымского исправника и чукотских эремов в крепости. Через переводчика (одного из колымских казаков) исправник спрашивал у чукчей о здоровье оленей, об успешности их торговли с каргаулями, о судах, подплывающих к их берегам. На следующий день следовал ответный визит исправника к эреме, затем 2–3 дня длилась сдача ясака и одаривание чукчей, которое также заканчивалось угощением. На приемы ежегодно расходовались: 1 фунт чая, 20–25 фунтов сахару и леденцов, 1 пуд сдобных булочек (сухарей). На ярмарке нередко устраивались ламутские танцы и чукотские игры (состязания в борьбе и беге).

Один из дней ярмарки нередко выпадал на праздник Святой Пасхи. В этот день прерывались все торговые мероприятия и в часовне проводилось богослужение. Чукотские эремы непременно присутствовали на них, облачаясь в подаренные им русскими властями кафтаны, медали и ленты с полным сознанием того, что все это имеет непосредственное отношение к празднику. В дни сдачи ясака и в праздник чукчи наносили визиты знакомым купцам, с которыми предварительно договаривались о ценах. В последний день происходил торг и опять же наносились прощальные визиты. Во время этих приемов происходил обмен информацией и решались основные вопросы взаимоотношений русских и чукчей. Так, в 1857 г. договаривались об оспопрививании на следующей ярмарке. В 1858 г. колымский купец Барамыгин уговорил главу носовых чукчей Дмитрия Хотто посетить Якутск и встретиться с Якутским губернатором. А в 1859 г. Якутск посещал чукотский эрем Андрей Амвраургин. Оба были тепло приняты и богато одарены. Именно этим объясняется рост плательщиков ясака в 60-е гг. XIX в. Но при этом все чукчи по-прежнему отказывались отдавать своих сыновей для учения в Якутск, как того желали областные власти. В 1861 г. Амвраургина торжественно наградили золотой медалью «За усердие» и лентой святого Станислава. В этом же году чукчи просили выделить им 1 пуд чилибухи для отравления волков, угрожающих их оленям. В 1862 г. золотой медалью наградили Дмитрия Хотто и вручили ему письмо с портретом якутского губернатора Штубендорфа. По свидетельству колымского исправника Анатовского, Хотто с минуту смотрел на портрет, а затем закричал «Здраствуй» и заулыбался, как будто лично увидел его превосходительство. Чукчи рассказывали о своих конфликтах с гижигинскими коряками в 1862 г. и с американскими китобоями в 1863 г. В марте 1867 г. они сообщили о начале заселения американцев на острова и организации ими пунктов постоянной торговли.

С 1867 г. заметно пали обороты Анюйской ярмарки. Изменилось количество и качество
привозимых на продажу мехов: больше стало оленьих шкур, белок, выпоротков, ровдуг, что отражало ассортимент местного промысла. Так, продажа Россией полуострова Аляски Соединенным Штатам Америки заметно уменьшила русское влияние в регионе и экономическую заинтересованность в торговле с русскими. По донесению Якутского губернатора в 1872 г. носовые чукчи хвалили американских китобоев, говорили, что они добрее, потому что возят им «Аха-мимяз» – водку, от которой бывает весело торговать.


Tags: Колыма, Чукотка, Якутия, история, коренные народы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В цвете

    Гижигинский священник. Приморская область. Россия. 1901 г. Широко известный в узких кругах снимок в цвете. По поводу колоризации - единственная…

  • Бухта Нагаева

    Мягков Владимир Николаевич. Закат. 1990 год.

  • В пути

    Юкагиры с собачьими упряжками. Начало XX в.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments