magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Люди Северо-Востока: коряки



Любопытные наблюдения Николая Васильевича Слюнина об особенностях нрава коряков.

… трудно было ожидать таких же легких успехов там, где он должен был найти целые многолюдные наслеги богатых коряк, уже не раз разорявших Окланский, Пенжинский и Олюторский остроги, грабивших царскую пушную казну и убивавших царевых приказчиков. Такие нападения и убийства повторялись почти каждый год. Что служило их причиной? Некоторые историки и путешественники думают, что исходной точкой явилась дикая воинственность коряк, соединенная с их племенной хитростью, поэтому появление каждого русского на их территории кочевья было уже посягательством на их свободу. Майдель допускает, что в своей ненависти к русским они доставали каштаны из огня, с одной стороны подбивая чукчей против русских, и скрываясь сами за их арьегардом, а с другой стороны постоянно сами жаловались на постоянные якобы обиды, наносимые им чукчами.

Мы думаем, что причина этих неприязненных отношений кроется в другом обстоятельстве.
Прожив половину зимы в коряцких селениях и стойбищах Гижигинского округа, мы пришли к тому заключению, что и теперь, если бы собирать ясак на прежних основаниях, можно было бы переколоть всех коряк и сжечь все юрты. Кочевник коряк сильно отличается от такового же тунгуса; в душе он не охотник, а истый оленевод, и для пастбища оленей избирает открытые места и голые тундры в то время, как тунгус все бродит со своими табунами у лесистых хребтов, служащих обиталищем пушного зверя. Поэтому даже у богатого коряка не всегда можно найти в его юрте шкурку соболя; что же касается до оседлых, разбросанных теперь только по берегу Пенжинской губы, а прежде – на западе включительно до Тауйска, то большинство их никогда не имело соболей; вот эту-то бедность и невозможность платить ясачные сборщики тогда не понимали. Им казалось странным, почему у соседних тунгусов есть дорогая пушнина, а у коряков ее не оказывается.
Кроме того, коряки по своему характеру более чуткие к несправедливости и скорее отзывчивы на несчастие другого, если бы даже он был и не коряк, не могли глубоко не возмущаться тем, что большая часть требуемой с них пушнины идет не в царскую казну, а служит к личному обогащению сборщиков. Эти две черты настолько характерны для коряка, что и до сих пор резко выделяют его среди других инородцев. Во все годы сильных голодовок в Гижигинском округе не тунгусы и чукчи приходили на помощь, а главным образом коряки являлись со своими стадами, отказываясь брать за них плату и даже царские подарки, несмотря на то, что и теперь между ними, как мы убедились лично, есть и не ясачные.


Источник: Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. 1900 г. С-Петербург



Tags: Гижига, Камчатка, Колыма, Магаданская область, Северо-Восток, история, коренные народы, краеведение
Subscribe

  • В цвете

    Гижигинский священник. Приморская область. Россия. 1901 г. Широко известный в узких кругах снимок в цвете. По поводу колоризации - единственная…

  • Бухта Нагаева

    Мягков Владимир Николаевич. Закат. 1990 год.

  • В пути

    Юкагиры с собачьими упряжками. Начало XX в.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • В цвете

    Гижигинский священник. Приморская область. Россия. 1901 г. Широко известный в узких кругах снимок в цвете. По поводу колоризации - единственная…

  • Бухта Нагаева

    Мягков Владимир Николаевич. Закат. 1990 год.

  • В пути

    Юкагиры с собачьими упряжками. Начало XX в.