magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Эвенско-коряцкие войны и основание Армани

У старожилов западной части Ольского района (Армань, Тауйск, Балаганное, Талон) довольно сложная этническая история. Древнейшие известные обитатели этих мест - коряки, которых вытеснили на восток тунгусские племена. Войны были жестокие, коряков истребили или выгнали, но при этом эвены брали в плен их женщин и детей (коряки, к слову, не щадили никого), так что какая-то часть генофонда мотыклейских и янских коряков должна была сохраниться у потомков тауйских "пеших тунгусов". Тунгусские племена сами по себе также не были единым целом. Арманские эвены говорили на особом диалекте, он сильно отличался от ольского говора, который лежит в основе литературного эвенского языка. Да, большинство местных слов-регионализмов тунгусского происхождения заимствовано магаданскими русскими именно у "арманцев" ("мальма" - голец, "ларга" - разновидность нерпы и т. д., в обычном эвенском языке вообще нет звука "л" в начале слов и перед согласными).

Этот арманский диалект очень архаичен и местами напоминает эвенкийский язык, а не эвенский. Это первые тунгусские переселенцы, которые здесь появились раньше других. Потом сюда прикочевали эвены уяганского рода и другие оленеводы, (в отличие от местных эвенов-охотников и рыбаков). Это деление на оседлых "мэнэ" и оленных "орочи" у эвенов сохранялось очень долго.

К ним с 17 века добавились русские переселенцы - казаки и люди других сословий. Сохранилось любопытное предание, что после разорения некоего острога на Амуре "богдойскими людьми" (маньчжурами) его жители переселились сначала на Уду (север современного Хабаровского края), а потом в Тауйск.

Века с 18-го сюда вслед за русскими потянулись якуты. Например, Талон - якутское название, означает "покос, сеножать". Слюнин также пишет о влиянии на местных жителей американских китобоев. К сожалению, что именно они передали местным, кроме сифилиса, он не уточняет. Ниже несколько эвенских сказаний о войнах с коряками и основании пос. Армань.



«Давным-давно это было. От р. Мотыклейки и до Армани и дальше по берегу моря и на островах Коровий (о. Спафарьева) и Ольский (о. Завьялова) жили коряки. Жили стойбищами в землянках. Охотились больше всего на морского зверя. Потом с севера из тайги пришли орочи. Между коряками и орочами началась жестокая вражда. Орочи теснили коряков и занимали их места жительства. Коряки ушли дальше по берегу моря. Но отдельные группы их приплывали на байдарах в Амахтонский залив для охоты на морского зверя. На берегу Амахтонского залива (в районе современного мыса Северного) и произошла последняя битва. Здесь орочи выследили коряков. И когда те ушли на промысел, оставив у мыса байдары, орочи пробили днища байдар, а затем напали из засады на коряков и всех до одного перебили. После этого коряки перестали охотиться на Амахтоне»

(записано в 1961 г со слов В. Ю. Баара — старейшего жителя Балаганного. Баар же в 1934 г. записал его от П. Горшкого, (Горшкова?) 80-летнего старика).


«Триста с лишком лет тому назад в Ольском районе была вражда (война). Орочи с коряками сделали большую войну. Много сотен орочей было убитых, коряки тысячами были убиты. Мы знаем, что война эта действительно была. И сейчас, в наши дни, лежат человеческие кости, остались деревянные луки, стрелы, остовы старых юрт и т. д. Действительно, в то время это была большая война. Со времени той войны прошло много времени. Старые люди так рассказывают об этой войне.

Коряки жили около берега моря. Они жили стойбищами от местечка Корнингэ [Местоположение селения осталось невыясненным] вокруг полуострова Кони, на Сиглане, дальше на Средней, на речке Ояри, в Ямске и дальше. Эти коряки пришли давно с востока, по берегу Охотского моря (по северной стороне его), ища богатой охоты. Первые дошли до местечка Корнингэ. Часть (т. е. те, которые шли вслед за ними) остановилась в обратную сторону от Корнингэ (т. е. останавливались по пути своего следования).Коряки оленей не держали. Они держали ездовых собак. У всех хороших охотников (их) были очень хорошо обученные собаки.

Коряки жили оседло. Больше охотились на морского зверя, на таежных зверей охотились мало. Коряки — хорошие охотники, жили только своей охотой. Коряки с орочами враждовали: „охотились" друг на друга и убивали. Когда коряки „охотились" за орочами, то с вершин гор, небольших возвышенностей и склонов выглядывали обычно только макушки (их голов). Тогда макушки только их виднелись. Так следили (наблюдали за орочами) целыми днями. Потом, когда стемнеет и наступит ночь, ползут (т. е. спускаются с гор) к той юрте, которую они видели с вершины горы, убивать (ее обитателей). Придя к той юрте, привязывают ремни к жердям над дымовым отверстием и дергают во все стороны. Таким образом коряки убивали орочей, это был их основной прием.

В тайге раньше помимо орочей жили нюрамни. И когда орочи туда приехали, тогда этих нюрамней повстречали. Нюрамни с орочами не хорошо жили, не ладили. С ними вражда началась, много орочей и нюрамней погибло. Орочи не знали, как эти нюрамни называются. Основной хитростью (борьбы) у этих нюрамней было подкрадывание. И когда ловили орочей, то подкрадывались обычно незаметно, беззвучно (неслышно). Иногда у спящих, а иногда и у сидящих орочей воровали их стрелы. Вот поэтому-то орочи этих людей за то, что они были мастерами подкрадываться, назвали нюрамнями.

Потом много лет враждовали. Поэтому-то большинство орочей прикочевали к морю. С этими нюрамнями до сих пор не помирились. Поэтому после этого этих нюрамней орочи называют врагами. Только после многих лет, когда стала Советская власть, орочи стали называть этих врагов юкагирами. Сейчас юкагиры живут по реке Колыме. Сейчас орочи с юкагирами живут очень хорошо.

В этих местах много сот лет жили коряки. Однажды пришли орочи с запада навстречу корякам. Орочи эти бежали, искали себе родину. Они ехали друг за другом на оленях, ехали отдельными группами, часть по тайге, часть по берегу моря. Главным в жизни орочей была охота на таежных зверей. В тайге орочи встретили нюрамней (юкагиров). Отношения их стали враждебные. Когда в результате этой вражды жизнь стала трудной, часть орочей ушла к морю. Придя к морю, нашли богатую охоту и навсегда остались здесь. Однажды орочи, придя на море, остановились (стойбищем) у устья одной реки. Один их товарищ, заглянув в реку, увидел очень много рыбы. Тотчас же крикнул, позвал своих товарищей: ола (т. е. рыба). Ту реку назвали Олой. Прежде чем ловить рыбу, оленей своих отпустили. Пять дней не ходили к своим оленям, а на шестой день оленей своих не нашли. И так навсегда потеряли своих оленей. Тогда потерявшие своих оленей орочи стали жить оседло на Оле (т. е, осели на Оле). Кочевые орочи тех ставших оседлыми единоплеменников своих назвали мэнэ. По-иному говоря, мэ:ннгил — свои. И поэтому про безоленных орочей, живущих оседло, говорят обычно мэ:нэвд'экэт' — живущие оседло.

После них другие орочи прикочевали из тайги и осели вблизи Олы. Ту землю назвали Ханмыл. Часть орочей там стала жить оседло. Сейчас называют Армынь. Часть орочей, кочуя, нашла очень богатое место. Там кочевники собираются для охоты (т. е. чтобы охотиться). То место, богатое охотой, стали называть Асынгнань. Сейчас говорят Сиглан. Здесь, в Сиглане, орочи стали жить оседло всего несколько лет тому назад.

На берегу моря орочи нашли людей. Когда впервые встретились, решили, что это нюрамни. Они же, когда бежали с запада, в тайге нашли нюрамней. Затем на берегу моря нашли незнакомых людей, и поэтому они решили, что это также убийцы. И тогда орочи друг другу (между собой) сообщали. А коряки также решили про орочей, что они убийцы. Коряки беспокоились, главным образом, за то, что орочи отнимут у них их богатое место (поселок). И поэтому они также между собой договорились, чтобы орочей убить (уничтожить).

(записано в ноябре 1945 г. в селении Дюмандя Ольского района от эвена Ивана Варфоломеевича Хабарова).


Tags: Колыма, Магаданская область, Ольский район, Охотское море, история, коренные народы, краеведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В цвете

    Гижигинский священник. Приморская область. Россия. 1901 г. Широко известный в узких кругах снимок в цвете. По поводу колоризации - единственная…

  • Бухта Нагаева

    Мягков Владимир Николаевич. Закат. 1990 год.

  • В пути

    Юкагиры с собачьими упряжками. Начало XX в.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments