magadansky (magadansky) wrote,
magadansky
magadansky

Categories:

Дугласы над Колымой



Вторая запись за два дня про самолеты. Не нарочно, так получилось - принесли фотки, сегодня в Магадан, точнее в аэропорт "Сокол", прилетели два самолета "Дуглас" 40-х годов постройки. Русско-американский экипаж летит примерно по такому же маршруту, как перегоняли самолеты по ленд-лизу во время войны с Германией 1941-45 гг. Из Монтаны в Красноярск. Что же, есть повод вспомнить об этой малоизвестной странице истории войны.























Государственный Комитет Обороны 9 октября 1941 года принял решение организовать доставку самолётов из США по воздуху в рамках договора по ленд-лизу. Из трёх вариантов авиатрассы утвердили маршрут: «Аляска-Красноярск» через земли Чукотки, Колымы и Якутии. Длина авиатрассы составила 6500 километров. В общем, самолёты преодолевали до 14 тыс. километров от авиазаводов в США до фронта в СССР.


Американская часть авиатрассы начиналась в городе Грейт-Фолзе в штате Монтана, проходила через канадский город Эдмонтон, Британскую Колумбию, территорию Юкон и заканчивалась в городе Ном на Аляске. Место, где советские лётчики принимали эстафету по перегонке самолётов, находилось на авиабазе Лэдд-Филд в городе Фэрбенксе на Аляске. Здесь производилась приёмка самолётов советскими специалистами. Фэрбенкс был выбран из-за его лучшей защищённости по сравнению с Номом в случае нападения Японии. Материальное обеспечение трассы происходило через морские порты в Магадане, Провидения, Уэлькале, Тикси и Амбарчике.

К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию десять аэродромов, из них на территории Чукотки и Колымы: два базовых в Уэлькале и Сеймчане, два запасных в Марково и Берелёхе. Осенью 1943 года вступили в строй еще пять аэродромов, из них два на Чукотке: Омолон (Кегали) и Анадырь. Всего за годы войны в СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде -15.

Перегон самолётов по территории СССР осуществляла 1-я перегоночная авиадивизия, сформированная летом 1942 года. Первым командиром авиадивизии был назначен Иван Мазурук - полярный лётчик, Герой Советского Союза. Был принят эстафетный метод перегонки. Трасса от Фэрбенкса до Красноярска была разделена на пять этапов и созданы пять перегоночных авиаполков первой перегоночной авиадивизии, выполнявших маршруты: Фэрбенкс-Уэлькаль (1-й полк авиадивизии), Уэлькаль-Сеймчан (2-й полк авиадивизии), Сеймчан- Якутск (3-й полк авиадивизии), Якутск- Киренск (4-й полк авиадивизии), Киренск-Красноярск (5-й полк авиадивизии).

Также дополнительно были организованы: 7-й полк, перегонявший технику по всему маршруту от Уэлькаля, либо других аэродромов до Красноярска и 8-й транспортный полк, в задачу которого входила перевозка лётчиков к пунктам перегона самолётов. Самым опасным был участок протяженностью 1200 километров от Сеймчана до Якутска. Самолёты пролетали над Черским и Верхоянским горными хребтами и в районе Оймякона - полюса холода. Всего на советском участке трассы произошло 39 катастроф и 49 аварий, погибло 114 человек.

С 1942 по 1945 годы по воздушной трассе Красноярск-Уэлькаль перегнали 7928 самолётов. 5 ноября 1944 года 1-я перегоночная авиадивизия ГВФ была награждена орденом Красного Знамени, многие лётчики и авиамеханики отмечены орденами и медалями.



Tags: Колыма, Магадан, Магаданская область, СССР, Севро-Восток, авиация, история
Subscribe

  • Наш дневник наблюдений

    Надпись на избушке егерей на острове Завьялова. Внизу ещё одна картинка с острова. Обращаю внимание разных увлечённых романтических личностей, что…

  • Белая весна

    Собственно, ручьи вскрылись, чайки прилетели, медведь проснулся. По всем приметам - весна.

  • Картинки с выставки

    Работы с выставки "Открой для себя Колыму", которые мне понравились. Так сказать, приз симпатий одного зрителя. Выставка работает в краеведческом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments